Фронтовой истребитель Ла-7
Год открытия: 2007
Мемориал находится у входа в парк «Дубки» со стороны Улицы 9 мая у пешеходного перехода.
Мемориал представляет собой копию фронтового истребители Ла-7, выполненную в натуральную величину. При создании макета были использованы оригинальные чертежи, предоставленные НПО Им. Лавочкина, благодаря чему было достигнуто детальное сходство с оригиналом.
Макет установлен на металлический постамент, изображающий стилизованную букву Л, под углом 90 градусов к земле. Кажется, что самолет взмывает в воздух на ваших глазах. Такое решение придает динамизм композиции.
Ниже макета к постаменту прикреплены стилизованные символы «Ла-7», дополняющие композицию и легко читаемые.
Мемориал символизирует единение фронта и тыла во время Великой Отечественной войны. Ведь именно в тылу ковалось оружие, позволившее победить в самой кровопролитной войне XX в., такое, как самолет Ла-7, созданный конструктором С.А. Лавочкиным.
Памятник создан при участии специалистов НПО им. Лавочкина совместно с бригадой Федерации Авиареставраторов России.
Был открыт к 62-летию победы в Великой Отечественной войне.
Появление самолета Ла-7 стало результатом последовательной модернизации истребителя Ла-5ФН, проводившейся в течении осени-зимы 1943-1944 гг. Были улучшены аэродинамика самолета и облегчена конструкция, что позволило улучшить летные данные истребителя.
Самолет впервые поднялся в воздух 1 февраля 1944 года, пилотировал его летчик-испытатель Г.М. Шиянов. В то время будущий истребитель назывался «Эталон 1944 года». По окончании испытаний самолет, был запущен в серийное производство, начавшееся в мае 1944 г. на заводе № 381 в Москве. Уже в первые два месяца производства завод дал фронту более полутора сотен новейших истребителей.
Вскоре истребитель, получивший название Ла-7, начал поступать в войска, одним из первых его получил 19-й, «маршальский», истребительный авиаполк, считавшийся одним из лучших, где в том числе служил И.Н. Кожедуб, один из самых знаменитых советских асов.
Самолет попал в руки советских летчиков тогда, когда Красная армия уже освобождала западные районы страны и страны Европы, шли ожесточенные бои в Западной Белорусии и Литве, в Польше и Восточной Пруссии. Первые победы на Ла-7 летчики ВВС РККА одержали 24 июня 1944 года в небе над Барановичами.
По результатам боевого применения, самолёт был признан одним из самых совершенных истребителей Второй мировой войны. Английский пилот-испытатель Эрик Браун, тестировавший трофейный немецкий Ла-7 после окончания боевых действий в Европе, нашёл пилотажные характеристики самолёта «совершенно превосходными».
В военном небе Ла-7 показал полное превосходство над немецкими истребителями. Он проявил себя при прикрытии наземных войск, в качестве самолёта сопровождения бомбардировочной и штурмовой авиации, прикрытия аэродромов, как истребитель, осуществлявший «свободную охоту» на самолёты и наземную технику в глубоком тылу противника.