Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Наследие" г. Химки
Химки, Проспект Мира, д. 22/7
«Музей истории края и школы»
«Музей истории края и школы» открыт 23 декабря 1998 г.
Основное направление деятельности музея – сбор и изучение материалов по истории г. Химки, народного образования города, истории школы. Всего здесь хранится более 2 тысяч подлинных вещественных, документальных экспонатов и фотографий.
Одна из экспозиций музея – «Химки в годы войны». Здесь собраны документы и воспоминания об учителях и выпускниках школы, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.
Еще одна экспозиция демонстрирует свидетельства военных лет: советские и немецкие предметы периода 1941-1945 гг .
В музее ведется большая работа по установлению судеб химчан, пропавших без вести в период Великой Отечественной войны. 28 имен внесены в Книгу памяти как погибшие на поле боя, умершие от ран в госпиталях и в немецком плену. Сотрудниками музея обработаны более 18 тысяч имен солдат-химчан, призванных в 1941-1945 годы на фронт.
В музее регулярно проводятся экскурсии для родителей, педагогов и краеведов. Музей неоднократно награждался грамотами и дипломами. На базе музея работает кружок «Истоки».
Описание экспонатов
Часы «8 дней». Авиационные часы самолета ЛА (завод им. Лавочкина)
Часы АВР-М. Часы авиационные, рантовые, модернизированные. До модернизации часы назывались просто АВР — авиационные рантовые. Производство запущено в начале сороковых годов 20 века.
Предположительно, данная модель Челябинского часового завода изначально предназначалась для самолетов гражданской авиации, также устанавливались на все типы военных одномоторных самолётов. Но со временем получила более широкое распространение.
Часы устанавливались на отечественные танки, к примеру, на знаменитый Т-34.
Отличить часы АВР от АВР-М проще всего по количеству винтов крепления задней крышки. У АВР их шесть, АВР-М три. Кроме того, военные образцы оборудованы нагревательным элементом, который позволяет сохранить работоспособность часов при низких температурах.
Кожаный портфель для командного состава или работников штабов.
Предположительно, произвели портфель либо в Америке, откуда по ленд-лизу было получено много кожаных вещей, либо в Европе, непосредственно в Германии
Кусок колючей проволоки.
Проволока или узкая полоска металла (лента) с расположенными на ней острыми шипами, используется для устройства заграждений. Одиночный ряд колючей проволоки без прикрытия огнем был легко преодолим. Но плотное многослойное заграждение уже становилось серьезным препятствием. Даже сильный обстрел из тяжелых орудий не в состоянии порвать большую часть колючей проволоки.
Портсигар «Три Богатыря».
Такие портсигары изготавливали в 40-е годы в СССР. Материал - хромированная латунь. Размер - 10,5 x 8,5 x 1,3 см.
На лицевой стороне данного портсигара угадывается изображение трех богатырей, как на картине Виктора Васнецова.
Найден у д. Баранцево (Солнечногорский р-н)
Шлем танкиста (шлемофон зимний)
Шлем образца 1938 года.
Согласно техническим условиям предусматривалось несколько вариантов шлемов для советских танкистов - кожаный, крытый кирзой, из кирзы и меховой. Кожаный шлем шили из черного шеврета, в качестве подкладки использовалась темно-синяя байка. Ото лба к затылку на шлеме находилось три валика, выполнявших роль амортизатора, в передней части располагался налобник. С боков шлема располагался или один валик, который пришивали по центру, или три, расположенные веером. Обязательным элементом советского танкового шлема были клапаны, которые призваны были защитить уши танкиста. Все валики или ребра наполнялись конским волосом, в более поздних моделях шлемов для этой цели использовались технические волокна.
В годы Великой Отечественной войны в увеличенных пазухах и специальных карманах на клапанах шлема стали размещать радиооборудование (овальные чашки ларингофонов и телефонов, а также соединительные шнуры).