Виртуальный музей Химки

ИНСТИТУТЫ ЦНИИМОД и ЦНИЛХИ

 
ИНСТИТУТЫ ЦНИИМОД и ЦНИЛХИ
ИНСТИТУТЫ ЦНИИМОД и ЦНИЛХИ
Посмотреть на карте

Центральный научно-исследовательский институт механической обработки дерева

Центральный научно-исследовательский лесохимический институт


История возникновения

В 1922 году на Первом Съезде Советов родилась идея построить в Москве Дворец Съездов. В здании предполагалось разместить: Президиум Верховного Совета СССР, Государственный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы обеих палат Верховного Совета СССР, залы Гражданской войны, Строительства социализма. На конкурс 1931 года поступило 270 проектов от творческих коллективов и отдельных граждан. Предварительные работы начались в 1931 году. Взорвали храм Христа Спасителя и на его месте решили построить это супер-здание. В 1933 году провели еще один конкурс, где и отобрали наиболее подходящие пять проектов. 18 съезд ВКП(б) постановил закончить работы по строительству к 1942 году. Само строительство началось к 1937 году. К этому времени успели собрать «клетку», высотой с десятиэтажный дом.

Рис. 1 Один из проектов Дворца Советов

Для производства специальной мебели для Дворца Съездов в поселке Химки в 1932 году было начато строительство мебельной фабрики. В июне 1933 года в город Химки был переведён Центральный научно-исследовательский институт механической обработки дерева (ЦНИИМОД), созданный в г. Кунцево Московской обл. приказом Наркомата лесной промышленности СССР от 11 июня 1932 г. Этот институт занимался исследованием и совершенствованием дереворежущего инструмента, созданием новых технологических процессов для производства пиломатериалов, исследованием физико-механических свойств древесины, совершенствованием действующих и созданием новых технологических процессов и оборудования для производства пиломатериалов. Институт совместно с фабрикой готовились выпускать мебель высшего качества.

Рис. 2 Фотография из газеты «Красногорский рабочий» №118 от 16 августа 1934 года

В середине 1930-х авиастроение в нашей стране развивалось бурными темпами. При этом разрабатывались как отечественные образцы летной техники, так и приобретались лицензии на производство зарубежных образцов. Для производства одного из них, деревянного французского истребителя «Кодрон», была выбрана Химкинская мебельная фабрика. Ее помещения, экспериментальная мастерская, оснащенная спецоборудованием, и удобное расположение, как нельзя лучше подходили для создания завода деревянного самолетостроения. Уже позже, приказом №0121 от 1 июня 1937 года фабрике присвоили статус авиационного завода №301.

В 1938 году в Химки был переведен Центральный научно-исследовательский лесохимический институт (ЦНИЛХИ), созданный приказом Наркомата лесной промышленности СССР от 11 июня 1932 г. в г. Кунцево Московской области. Он занимался исследованиями промышленного использования древесины и её химической обработки. Результаты его исследований использовались в самолётостроении.

В январе 1939 года на базе Главного управления авиастроительства Наркомата оборонной промышленности был создан НКАП - Наркомат авиационной промышленности. Возглавил его М.М. Каганович, старший брат более известного Л.М. Кагановича. Именно с этим человеком напрямую связано появления истребитель, в дальнейшем получившего название ЛаГГ-3.

М.М. Каганович, летом 1939 года, дал личное поручение сотруднику одного из отделов Наркомата, С.А. Лавочкину, спроектировать одноместный истребитель с пушечным вооружением. В эту работу оказался втянут начальник того же отдела В.П. Горбунов. Третьим участником оказался М.И. Гудков, который показал себя прекрасным авиаконструктором; именно он предложил установить мотор М-85. ЛаГГ-3 являлся полностью деревянным самолетом. Именно поэтому коллективу конструкторов была выделена база – завод №301, мебельная фабрика. Это предприятие создавалось с «прицелом» на изготовление мебели, но еще на этапе завершения строительства завод был переведен для освоения и производства цельнодеревянного учебного самолета.

Технология изготовления дельта-древесины была разработана на Кунцевском заводе авиационных винтов и лыж №22 (дельта-древесина ДСП-10 получается путем горячего прессования березового шпона, пропитанного спиртовым раствором фенолформальдегидной смолы, склеивается клеем ВИАМ-ЗБ).

Во всем мире (в том числе и в СССР) использование древесины в качестве авиационного конструкционного материала в конце 30-х годов считалось уже анахронизмом. В нашей стране, тем не менее, дерево продолжали использовать – не от хорошей жизни, конечно. Сказывалась нехватка крылатого металла – алюминия. Практически все созданные перед войной истребители имели смешанную конструкцию: компромисс между нехваткой дюраля и дешевизной, технологичностью древесины. Металл давал огромную экономию в массе – равнопрочная с деревянной, конструкция из дюраля весила на 40% меньше, но перед войной было принято стратегически правильное решение, ориентировавшее самолетостроителей на широкое использование в новых самолетах дерева. На первый план вышла возможность массовой постройки самолетов минимально квалифицированными рабочими. В конечном итоге за счет простоты и технологичности Яков и ЛаГГов советской промышленности удалось сохранить и даже нарастить выпуск истребителей в тяжелейших условиях эвакуации.

Дальше всех в использовании дерева в истребителе пошли Горбунов и Лавочкин. Их конструкция является беспрецедентной в истории истребительной авиации. Английский цельнодеревянный "Москито" сравнивать с ЛаГ- Гом вряд ли уместно. "Мосси" не рассчитывался на ведение маневренного воздушного боя, его стихия – скоростной полет с плавными разворотами. Ну а по части использовавшейся в конструкции древесины "Москито" и советский истребитель соотносятся примерно так же, как потомственный лондонский лорд и посконный крестьянин из Тверской губернии. У одного – экзотическая бальза, у другого – тривиальная сосна и береза.

В конструкции самолёта широко использовали берёзовую фанеру и сосну. Из дельта-древесины марки ДСП-10 изготавливали полки лонжеронов, нервюры, и отдельные детали передней части фюзеляжа.


Военные годы

В годы Великой Отечественной войны с врагом билась не только армия, но и вся страна. Труженики тыла, обеспечивающие промышленность древесиной, внесли свой вклад в Победу над фашистами. Роль лесного сектора в обеспечении экономики страны особенно проявилась в годы войны. Древесина была основным материалом в строительстве сооружений, переправ, землянок. Она использовалась для изготовления кузовов, прицепов, лыж для перемещения и перевозки боеприпасов и т.д. Уголь заменили на дрова, а на автотранспорте использовали древесное газогенераторное топливо. Общий ущерб лесному хозяйству за 1943-45 года составлял 4464 млн. рублей. Восстановление лесного хозяйства началось уже во время войны.

В 1941-1943 гг. институт ЦНИИМОД находился в эвакуации в городе Тавде Свердловской области. Во время Великой Отечественной войны деятельность эвакуированного института была полностью подчинена оказанию помощи лесопильно-деревообрабатывающим предприятиям Урала и Сибири, выполнявшим оборонные заказы.

В короткий срок вся промышленность города и района была переведена на выпуск продукции для фронта. Вот что вспоминает девушка-химчанка Цыбина А., работавшая в военное время в ЦНИЛХИ:

«Основные силы института были эвакуированы. А мы, подростки, пожилые люди и оставшиеся инженеры начали выпускать угольки для обогревания солдат в сильные морозы. Позднее – бутылки с горючей смесью для танков, и за эту работу нас наградили медалью «За трудовую доблесть». Было трудно, работали по 12 часов, голодные и холодные. Но мы знали, что помогаем громить врага. Нас очень воодушевляли тогда плакаты: «Все для фронта! Все для победы!». В промежутках, когда не было материалов для изделий, рыли противотанковые рвы и траншеи за деревнями. Летали немецкие самолеты, в лесу в Дубках стояли зенитки, били без перерыва по самолетам. Летели осколки, и было очень страшно, но мы продолжали работать: выпускать «противотанковые» бутылки.»


Послевоенное время

В мае 1946 года в город Химки Московской области был переведен Центральный научно-исследовательский институт механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ).

Рис. 3 Вывеска ЦНИИ механизации и энергетики

ЦНИИМЭ входил в состав Министерства лесной промышленности СССР и призван был выполнять научно-исследовательские работы в области организации производственных процессов лесозаготовок, разработки технологических процессов лесозаготовок и создания образцов лесозаготовительных инструментов, машин и механизмов.

Рис. 4 Мемориальная доска в память о погибших сотрудниках ЦНИИМЭ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.