Виртуальный музей Химки

Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина

 

г. Химки, ул. Ленинградская, д. 24
г. Химки, ул. Ленинградская, д. 24
Посмотреть на карте

Значение завода № 301 (бывш. НПО им. Лавочкина) в годы войны

В 1941 году завод № 301 занимался производством учебно-тренировочных самолетов А.С. Яковлева – УТ-2 и УТ-3. Осенью 1941 года производственные мощности авиазавода № 301 были эвакуированы в Новосибирск, а на площадке эвакуированного завода были организованы ремонтные мастерские. Весной 1942 года мастерские были преобразованы в ремонтный завод № 301, на котором ремонтировали истребители Як-1, Як-3 и ЛаГГ-3.


Истребитель ЯК-1.1940-е гг. Из открытого источника МО.


Истребитель ЯК-3.1940-е гг. Из открытого источника МО.

В конце 1944 года на заводе начали выпускать истребители образца Як-9 ПД в высотном варианте.


Истребитель ЯК-9ПД - высотный вариант. 1940-е гг. Из открытого источника МО.

История возникновения завода

В середине 1930-х авиастроение в нашей стране развивалось бурными темпами. При этом разрабатывались как отечественные образцы летной техники, так и приобретались лицензии на производство зарубежных образцов. Для производства одного из них, деревянного французского истребителя «Кодрон», была выбрана Химкинская мебельная фабрика. Ее помещения, экспериментальная мастерская, оснащенная спецоборудованием, и удобное расположение как нельзя лучше подходили для создания завода деревянного самолетостроения. Приказом № 0121 от 1 июня 1937 года фабрике присвоили статус авиационного завода №301. 

Через два года здесь уже освоили серийное производство самолетов УТ-2 конструкции А.С. Яковлева, на которых обучались практически все летчики СССР. В это же время базу завода начали использовать для создания опытного экземпляра истребителя, впоследствии получившего наименование ЛаГГ-1. Работы велись опытно-конструкторским бюро под руководством авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. Уже 30 марта 1940 года самолет совершил свой первый полет.


Истребитель ЛаГГ-1 (И-301)

Работа ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина в г.Горьком во время эвакуации

В ноябре 1940 г. часть ОКБ-301 под руководством гл. конструктора С.А. Лавочкина была переведена из г. Химки на завод № 21 Народного Комиссариата Авиационной Промышленности (НКАП) в г. Горький для координации доводки и организации серийного производства самолета И-301 (ЛаГГ-1). Лавочкин был назначен главным конструктором завода. В конце 1941 года сюда эвакуировалась ещё часть сотрудников ОКБ-301 из Химок.

Результаты воздушных боев на фронтах войны показали необходимость в совершенствовании истребителей. В кратчайшие сроки ОКБ, возглавляемое теперь уже одним только С.А. Лавочкиным, разработало фронтовой истребитель Ла-5, а впоследствии его модификацию Ла-7.


Фронтовой истребитель Ла-5

В сентябре 1942 года Ла-5 приняли участие в боях под Сталинградом. К началу битвы на Курской дуге самолеты С.А. Лавочкина превосходили немецкие машины по многим техническим характеристикам.


Фронтовой истребитель Ла-7, 1944 год

В 1943г. на заводе действовала 21 поточная линия на производстве Ла-5, в 1945г. – 28 (Ла-7) и конвейер окончательной сборки.

Главный конструктор Ла-5 С. А. Лавочкин в июне 1943 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда, орденами и медалями награждены многие работники его ОКБ и завода, выпускающего самолет серийно.

В течение 1944 года ОКБ провело работы по совершенствованию самолета Ла-7 в части установки новых, более мощных вариантов вооружения, из которых вариант с тремя пушками УБ-20 конструкции М.Е. Березина с конца 1944 года находился в серийном производстве. Кроме этого, были проведены опытные работы по модификациям Ла-7 с моторами АШ-71, АШ-83, с установкой турбокомпрессоров ТК-3, с установкой дополнительных жидкостных реактивных ускорителей РД-1 конструкции В.П. Глушко, а также работы по созданию нового фронтового истребителя «120» смешанной конструкции с мотором АШ-83 и ламинарным крылом.

В 1945 году опытный самолет «120» АШ-83 прошел заводские испытания и показал максимальную скорость 725 км/ч – рекордную среди поршневых истребителей «Ла». Кроме того, был разработан и запущен в серию двухместный учебно-тренировочный вариант истребителя Ла-7.

В целом, истребители С.А. Лавочкина, наряду с истребителями А.С. Яковлева, в течение всей Великой Отечественной войны составляли костяк советских ВВС и внесли большой вклад в победу СССР над фашистской Германией. К концу войны завод №21 выпускал 16 истребителей в сутки.

За выдающиеся успехи по созданию Ла-5 и Ла-7 ОКБ С.А. Лавочкина в 1944 году награждено орденом Ленина.


С. А. Лавочкин

Но самой главной оценкой было, конечно же, признание достоинств самолета летавшими на нем пилотами. Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб писал: «Слежу за воздухом и за «дыханием» своего Ла-5. В сотый раз с благодарностью думаю о создателях выносливой, надежной машины».


И.Н. Кожедуб

Кроме этого, были построены опытные высотные истребители Ла-5 с ТК-3, Ла-5 ФТК, Ла-5 «А» с крылом увеличенной площади, опытный истребитель Ла-5 с мотором М-71 и двухместный учебно-тренировочный самолет УТИ Ла-5, а также проведены многие работы по улучшению серийной конструкции.


Фронтовой истребитель Ла-5Ф, 1943 год

Работа химчан в эвакуации в Новосибирске

Сам завод № 301 осенью 1941 года был эвакуирован из г. Химки в г. Новосибирск и влит в состав завода № 153. Туда же были эвакуированы часть завода №23 (г. Ленинград) и завод №43 (г. Киев).

С апреля 1942 года на заводе №153 начато производство ЛаГГ-3 и Як-7 с мотором М-105ПФ, а с ноября заводу предписано выпускать Як-7 с улучшенными летными данными. С февраля 1943 года завод начал выпускать самолёт Як-9 с увеличенной дальностью и различными моторами.

В 1945 году на заводе №153 действовало 27 поточных линий на производстве Як-9 и конвейер окончательной сборки. Завод выпускал 20 самолетов в сутки.

По количеству построенных самолетов за годы войны (15 797 шт.) – это 11,8% всех, выпущенных в стране, этот завод (№153) стал вторым после завода № 21 в г. Горьком, который по количеству построенных самолетов за годы войны стал первым – 17 691 шт. и это 12,2 % всех самолётов, выпущенных в стране.

Работа химчан на заводе в Химках

В то же время на базе не эвакуированной части авиационного завода № 301 круглосуточно, бесперебойно — даже при ведении боевых действий в непосредственной близости от города Химки — восстанавливали прибывающих с фронта израненных «крылатых бойцов» и отправляли их вновь в сражающиеся полки. Работали на заводе не покинувшие родные места химчане, жители ближайших деревень и Москвы.

Из воспоминаний сотрудника НПО имени Лавочкина, ветерана войны Георгия Михайловича Седова: «В июне 1941 года после начала войны нас перевели на 12-часовой рабочий день. Уже в июле 1941-го молодых рабочих стали направлять на строительство противотанковых сооружений под Москвой, при этом мы не освобождались от основной работы. Мы строили самолеты, а в свободные дни и часы после работы копали оборонительные сооружения. Нашей бригаде был отведен самый ответственный участок между Октябрьской железной дорогой и Ленинградским шоссе в районе Подрезково и ныне существующего завода древесностружечных плит и деталей, и мы копали противотанковые рвы до деревни Кирилловка. Копали их до двух метров в глубину…»

Послевоенное время

В октябре 1945 года завершилось временное дислокационное и тематическое разобщение ОКБ и его первоначального производственного партнера — завода № 301. Приказ Наркомата авиационной промышленности окончательно закрепил воссоединение в подмосковных Химках этих основных структурных составляющих нынешнего АО «НПО имени С. А. Лавочкина», сохранив для них номерное обозначение — «301».

В 1947 году создан первый советский истребитель со стреловидным крылом Ла-160. 26.12.1948 года на самолете Ла-176 впервые в СССР была достигнута скорость звука, 1105 км/ч (М=1,02).


НПО имени С. А. Лавочкина

В память о сотрудниках Авиационного завода №301 в г. Химки, погибших на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), на территории АО «НПО С.А. Лавочкина» установлена памятная плита.


Фрагмент гранитной плиты, установленной в память о сотрудниках Авиационного завода №301

Поворотным шагом для НПО имени С. А. Лавочкина в Химках явился переход от строительства реактивного самолета к широкому введению реактивных технологий. Появились первые противовоздушные управляемые ракеты.

В 1950 году предприятие получило ответственное правительственное задание: создать новейшие ракетные системы ПВО для защиты крупных индустриальных центров и, прежде всего, Москвы. И уже в 1955 г. вокруг столицы появились «защитные кольца» системы ПВО С-25 («Беркут») с зенитными управляемыми ракетами ЗУР-205. За эту работу коллектив предприятия был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1957 году была создана и прошла успешные испытания первая в мире сверхзвуковая крылатая ракета «Буря». Идеи, конструкторские решения, технологии, новейшие материалы, заложенные в конструкцию «Бури» на десятилетия опережали время.

Космический период для НПО имени С. А. Лавочкина начался с решения проблемы полетов на Луну, с осуществления мягкой посадки на ее поверхность. Луна была реально достижимым космическим объектом, и мировая научная общественность возлагала большие надежды на абсолютно новый тип исследовательских инструментов - космические аппараты.

В 1966-69 года Луна и ее окрестности стали местом паломничества советских и американских аппаратов. Были решены многие принципиальные задачи межпланетных полетов, но ни одному из советских или американских космических аппаратов не удалось выполнить «мягкое прилунение». Сотрудники НПО имени С. А. Лавочкина смогли решить эту проблему. 3 февраля 1966 года «Луна-9» совершает мировое достижение – мягко опускается на поверхность Луны и передает на Землю изображение «увиденной» ею панорамы в месте посадки. Космические аппараты, созданные на НПО имени С. А. Лавочкина («Луна-16» в 1970 году, «Луна-24» в 1971 и «Луна- 24» в 1976 году), трижды доставляли на землю образцы грунта из различных районов Луны и с разной глубины бурения.


Луноход, построенный в НПО им. Лавочкина

Следующий этап космических экспериментов – исследование других планет солнечной системы. Первоочередное внимание исследователей космоса к Венере и Марсу объяснялось не только их близким положением к Земле, но и особенностями эволюции этих небесных тел. Изучение этих планет позволяло получать информацию о далеком геологическом прошлом и перспективах будущего состояния Земли. Первые попытки совершить приземление на поверхность Венеры оказались неудачны. Только аппарат «Венера-7», запущенный в августе 1970 года, впервые успешно приземлился. Он положил начало исследованиям поверхности «соседки» Земли. Отечественным исследователям также принадлежит честь открытия навигации на трассе Земля-Марс. 2 декабря 1971 года спускаемый аппарат межпланетной станции «Марс-3» совершил первую в мире посадку на поверхность Марса.


Спускаемый аппарат межпланетной станции «Марс-3»

Заслуги коллектива лавочкинцев были по достоинству оценены правительством и академической элитой нашей страны. Более 2 000 сотрудников НПО имени С. А. Лавочкина удостоены звания лауреатов государственных премий, более 80 награждены правительственными наградами.

В соответствии с жизненным ритмом НПО имени С. А. Лавочкина развивалась и связанная с ним городская инфраструктура. Предприятием были построены целые массивы жилых домов, детские сады, школы, поликлиника, детская больница и аптека, дом культуры «Восход», кинотеатр «Юбилейный», стадион «Новатор», три общежития, пожарное депо и другие. В 1990-е годы почти все принадлежащие НПО здания и сооружения были переданы в муниципальную собственность городу.

В настоящий момент основные задачи предприятия – создание инновационной космической техники, наращивание объемов производства, повышение производительности труда, выпуск изделий, отвечающих высочайшим международным стандартам и обладающим конкурентными преимуществами среди мировых аналогов.